Шестого декабря 1925 года, состоялось официальное открытие Шатурской .Государственной Электрической Станции имени В. И. Ленина (ШГЭС). 20 сентября 1925 года был пущен первый генератор и Шатура впервые дала ток в Московскую сеть.
Таким образом, ШГЭС, к концу пятого года — этого половинного срока выполнения «Плана ГОЭЛРО», рассчитанного на десятилетие — вступила первой торфяной станцией, из числа намеченных ГОЭЛРО, в работу по обслуживанию Московского промышленного района и московской городской сети.
Начатая в годы тяжелых военных и хозяйственных потрясений в стране, Шатура, как и другие новые начинания Советской власти, пережила все тревожные перипетии нашей эпохи.
Постройка Шатуры начата была под непосредственным влиянием и вдохновением тов. Ленина, а мы все знаем, как Ильич увлекал всех и все при каждом новом большом или малом начинании. Выступая на торжестве открытия Шатуры, в присутствии и от имени Дипломатического Корпус, французский посол в СССР гр. Жан Эрбет, сказал, между прочим, следующее:…. «Особая честь в сооружении Шатурской электростанции принадлежит Советской власти именно потому, что эта власть сумела приложить свою инициативу в использовании для промышленных целей необъятных пространств богатейших торфяных залежей, лежавших втуне в течение веков, и с открытием Шатурской электростанции намеченных к использованию для подачи в Москву дешевой электрической энергии».
Создание Шатуры наглядно иллюстрирует все преимущества и разную целесообразность обобществления народного хозяйства и, в особенности, энергетических ресурсов страны. Ибо земля, таящая в себе неисчерпаемые пласты дешевого топлива, принадлежит не кучке землевладельцев, а всему народу; пространство, по которому тянутся на сотни километров линии передачи энергии, принадлежит гос-ву; весь сложнейший аппарат финансирования, производства, снабжения, администрирования, равно как и рабочая сила, знания, и достижения, науки и техники — в руках самих трудящихся, являющихся хозяевами государственной власти, так же как и все результаты использования всех вышеуказанных факторов направлены на непосредственное удовлетворение нужд трудящегося населения страны.
В этом смысле Шатура особенно ярко иллюстрирует собой высказанное тов. Лениным положение, что «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация.
Шатурская электростанция, помимо ее промышленного и технического значения имеет для нас и другие показательные стороны, а именно: своим появлением в глуши, среди архаических селений, ютящихся в течении веков на болотах, Шатура ломает закоснелый быт, вводя в обиход крестьянина «Лампочку Ильича» и, таким образом, сближает деревню с городом, внедряя с железной необходимостью все достижения культуры и прогресса.
Внешний вид (рис. 1) Шатурской электростанции , ее внутреннее устройство и оборудование также находятся на высоте всех достижений современной науки, техники, гигиены и… эстетики.
Прекрасное, просторное, многосветное, удобно скомпанованное и целесообразно распланированное здание электростанции дает нам образец промышленного дворца, где легко, удобно и приятно проводить время за работой. Хороший рабочий поселок, специально построенный для обслуживающих электростанцию, с удобными квартирами, дополняют сооружение.
Красочный пейзаж расположения самой станции в окаймлении четырех больших озер и небольшого лесного островка, завершает художественную панораму, вкрапленную в рамку необъятных торфяных болот, растянувшихся на сотни верст.
Грандиозно взлетающие ввысь легкой железной конструкции мачты высоковольтной передачи неотступно сопровождают вас вдоль вашего следования вплоть до самой Москвы, унося вашу мысль в центр культуры европейских и американских городов.
В своей ответной речи на приветствие иностранных дипломатов, тов. Троцкий, отмечает контраст между Москвой — нашим центром политической и культурной жизни, и заброшенностью окружающих Шатуру убогих селений, между семнадцатым и двадцатым столетиями, на грани коих, как символ нашей возрождающейся страны, стоит Шатура, — подчеркнул, что «для окончательной победы над нашей нищетой и косностью необходимо покрыть весь наш Союз Республик сотнями таких электростанций, как эта гордость рабоче-крестьянских масс, красавица Шатура».
Переходя к описанию самой Шатурской электростанции, мы здесь дадим лишь кратное общее описание этого электропервенца в общем плане ГОЭЛРО.
Назначение Шатурской районной станции — снабжать электрической энергией Москву и прилегающий к ней промышленный район с использованием для котлов местного топлива — торфа.
Местоположение ШГЭС чрезвычайно выгодное в отношении как снабжения станции подвезенным к топкам топливом, так и в отношении передачи выработанной энергии на места потребления (рис. 2).
Преимущества расположения Шатуры—в следующем:
а) непосредственная близость огромных массивов торфа в торфяных болотах Шатурском,
Кобелевском и Туголецком бору—с запасом около четырех миллиардов (4000000000) пудов, достаточным на его лет для работы станции мощностью 100 000 кW;
б) наличие огромных запасов воды в виде кольца четырех больших озер: Черного, Муромского, Белого и Святого—общей площадью около двадцати пяти кв. километров;
в) сравнительно небольшое расстояние от Москвы, позволяющее применить для линии передачи напряжение в 115000 V и
г) подходящая почти вплотную к станции железнодорожная магистраль Московско-Казанской жел. дороги.
Постройка Шатурской Государственной Электрической Станции была поручена инженеру А. В. Винтеру, и началась в июне 1923 г. Линия передачи началась строиться с марта того же 1923 года.
К настоящему времени закончена и пущена в работу первая очередь станции, а именно: котельная с шестью котлами и два турбогенератора. В ближайшее время предстоит закончить и вторую очередь.
Котлы, машины (турбины, генераторы) и электрическая часть получены из-за границы. Остальное оборудование, как-то: эстакады, торфоподача, трубы, железные баки, мачты линии передачи, все металлические конструкции, вся медь, голый и изолированный кабель, шины и т. п. изготовлены на заводах в СССР.
В настоящее время мощность ШГЭС—-тридцать две тысячи kW, а с окончанием второй очереди мощность будет более, чем удвоена. Для обеспечения снабжения Шатурской электростанции торфом, вблизи имеются склады торфа на четыре миллиона пудов. Торфоподъемное устройство рассчитано и построено на полное количество торфа, которое понадобится после окончания второй очереди. Торф нагружается непосредственно в вагонетки на торфяных разработках и С болот поездами в 30 вагонеток, по 70 пудов в каждой, доставляется к эстакадам (наклонные плоскости с уклоном в ⅛ ). Отдельные вагонетки подаются под бесконечный канат к эстакаде (рис. 2) «а», а по эстакаде «б» спускаются пустыми, составляются в поезда и отправляются снова на болота. Торфоподъемное устройство (лебедка) приводится в действие мотором в 60 сил. Скорость каната 0,7 m/sec. Торф, поданный наверх. выгружается открытием боковин вагонетки в бункера котельных, а оттуда по рукавам спускается в топки котлов.
В котельной (р. 3) установлены котлы системы Гарбе—750 m² на 18 атмосфер рабочего давления, расположенные по шесть котлов в двух корпусах. Каждый котел оборудован двумя торфяными топками системы инженера Т. Ф. Макарьева 1), по своей экономичности позволяющими торфу конкурировать с высоко-калорийными сортами топлива. Каждый котел снабжен пароперегревателем 250 m² для перегрева пара до 375°С у турбины, экономайзером Грина 640 m² , воздушным экономайзером 720 m², отдельным вентилятором, дымососом, дымовой трубой и питательным насосом.
Питание котлов водой обеспечено тремя магистралями, запасными насосами (кроме насосов у каждого котла). Вода может быть взята из Черного озера и нормально из питательных баков, куда поступает конденсат турбины. Добавочная вода в количестве до 3% дается специальными дестилляторами. Один котел может дать до 4 0000 kg пара в час и может везти около 6 000 — 7 000 kW. Три котла вполне достаточны для полной нагрузки одной машины. Пар подается в машинный зал паропроводом, диаметром 300 m/m.
В машинном зале(р. 4), рассчитанном на увеличение мощности станции, в данный момент находятся два турбогенератора мощностью в 16000 kW, 6600 V, 30000 обор./мин. Внизу помещаются конденсаторы, конденсационные насосы, подающие охлаждающую, воду из Черного озера. Каждый насос приводится в действие или паровой турбиной, или электрическим мотором в 400 лош. сил, 1500 об/мин., и может подать в час 4 200 т3 воды. Таким образом, вода, проходя конденсаторы, попадает в спускной канал и уходит в Муромское озеро. Озера Муромское, Святое и Черное соединены каналами и при работе станции создают непрерывный круговой поток воды.
Распределительное устройство 6600 V и повысительное устройство 115000 V помещаются за машинным залом и непосредственно примыкают к нему. Ток от каждого генератора поступает: а) на свою группу трансформаторов (3 однофазных) 18 600 kV а, 6600/115000 V, соединенных на низком напряжении треугольником и на высоком—звездой. Из трансформаторов ток попадает на общие шины параллельно с двумя другими группами таких же трансформаторов и отсюда на две линии 115 000 V в Москву ,а на трехфазные трансформаторы 5 000 kVa, 6 600/35 000V соединенный так же, как и вышеупомянутые (для линии передачи местного района) (Гусь Хрустальный — Собинка —Дулевская) и на шины собственных нужд 6 600 V. (р. 7). Ответвления к трансформаторам на 6 600/33 000 V и к шинам собственных нужд защищены реактивными катушками Наверху у машинного зала находится зал управления, где сосредоточиваются все приборы, управляющие электрическим устройством.
Линии передачи: 1) В Москву идут две линии передачи 1 юиии в, сечением 3 X 95 mm3 с заземляющим стальным тросом 50 mm3 каждая.
Длина трассы 130 километров. Опоры металлические числом 614; из них—81 типа Г. Б. Красина (р.6), остальные американского типа (р.5). Высота опоры 20,7 метра. Средний пролет 225 метров, высота подвеса нижнего провода 11,7 метра.
На линии—3 монтерских пункта с переключательными постами и 5 сторожек. Каждая линия может передать 25000 kW.
- В Гусь-Хрустальный—73 километра—двойная линии 33 000 V.
- В Собиновскую мануфактуру—43 km двойная линии 33000 V.
- В Орехово Зуево —53 километра-одинарная линия 33 000 V.
Понизительная подстанция в Москве, расположена против Кремля на Раушской набережной, рядом с Первой Государственной Электрической Станцией. Она оборудована двумя группами однофазных трансформаторов по 25 000 kVa. На низком напряжении 2 обмотки на 33000 и 6600 V, высокое напряжение 104 000 V. Ток в 6 600 V поступает непосредственно на шины МОГЭС. Ток 33 000 V трансформируется четырьмя трансформаторами по 7 500 kVa на 2200 V и тоже поступает на соответствующие шины МОГЭС. Рабочий поселок Шатурской Государственной Электрической Станции примыкает к самой станции и оборудован двух-квартирными домами; кроме того находятся в постройке два больших каменных дома. В поселке имеются: больница, клуб, народный дом, кино-театр, школа, вспомогательные мастерские и т. д.
Заканчивая нашу заметку, нам хотелось бы здесь повторить слова одного из иностранцев, с которым нам пришлось беседовать при осмотре Шатурской электростанции: «В Европе и Америке есть много электростанций значительно большей мощности и размеров, чем Шатурская, но такого прекрасного устройства, удовлетворяющего всем требованиям науки, техники, экономики, гигиены и эстетики, трудно встретить. Шатура—это воплощенный синтез выгодности, практичности и красоты, выросший на первобытном просторе лежавших до того неиспользованными торфяных болот».
Такое зявление едва ли является выражением только одной вежливости. Оценка трудов строителей всех рангов нашла место в следующем приказе по ВСНХ СССР:
ПРИКАЗ
по Высшему Совету Народного Хозяйства СССР № 100.
Москва, 10 ноября 1925 года:
В июне 1923 года начались работы по сооружению Шатурской Государственной Районной Электрической Станции.
20 сентября с. г. состоялся пуск первого генератора и был дан ток в Московскую сеть.
Шатурская Районная Электрическая Станция является первой в СССР районной электрической станцией исключительно высокого качества по своим техническим и экономическим свойствам. Окончание в сравнительно короткий срок постройки станции, работы по сооружению которой проходили в трудных условиях налаживающегося хозяйства страны, является достижением большого значения, крупной победой на хозяйственном фронте.
Особо отмечая заслуги начальника Шатурского Строительства той. А. В. Винтер, на котором лежала вся ответственность по руководству сооружением станции, объявляю от имени Президиума ВСНХ СССР благодарность рабочим и служащим Строительства и руководящему техническому персоналу.
Зам. председателя ВСНХ СССР—Г. Пятаков. Начальник АФУ ВСНХ СССР—Русанов.
Характерную оценку Шатурской станции дал всеми признанный авторитет нашей плановой электрификации, председатель Госплана Г.М. Кржижановский:
«Шатурская электростанция — это своеобразный торфо-электрический комбинат, наглядно показывающий, почему в будущем для всего нашего центра и севера торф будет играть такую же роль, какую уголь играет в хозяйственном развитии Англии».
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО 1926г.