Образ Шуховской башни
Шуховская башня была возведена на Шаболовке на территории, принадлежавшей Государственным радиозаводам (ГОРЗ), и стала первой монументальной постройкой советской власти. Символично, что построена была именно радиоантенна – ретранслятор, который должен был возвещать всему миру о том, что происходит в СССР, передавать голоса Ленина, Троцкого, Калинина, звуки маршей и Интернационала.
Башня воплощала оптимизм и огромные амбиции нового государства; она стала символом устойчивости, грандиозного масштаба и новаторства.
А ещё башня стала эмблемой новой, реконструирующейся Москвы. Её узнаваемый упругий силуэт, концентрические круги и диагональная сетка конструкции появлялись в кадрах кинохроники Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана, в художественных кинолентах (например, в «Необычайных приключениях мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова) и, конечно, на обложках книг, плакатах, в журналах, в фоторепортажах, иллюстрациях для детских книг.
Обложка книги «Летающий пролетарий»
Текст: Владимир МАЯКОВСКИЙ
Оформление: Александр РОДЧЕНКО
Москва: Авиаиздательство и Авиахим, 1925
Иллюстрации из книги «Детям о газете»
Текст: Николай СМИРНОВ
Рисунки: Ольга и Галина ЧИЧАГОВЫ
Москва: Госиздат, 1924
Сторонницы технической эстетики сестры Чичаговы в своей графике совместили яркое цветовое пятно и жесткий контур плакатов Родченко с абстрактной, приближающейся к чертежу формой. В 1923 году Ольга и Галина сделали свои знаменитые книги «Путешествие Чарли», «Откуда посуда», «Детям о газете» в соавторстве с поэтом Николаем Смирновым.
Иллюстрации и обложка книги «Путешествие Чарли»
Текст: Николай СМИРНОВ
Рисунки: Ольга и Галина ЧИЧАГОВЫ
Москва: Госиздат, 1924
Ольга Дмитриевна ЧИЧАГОВА (1886 – 1958)
Галина Дмитриевна ЧИЧАГОВА (1891 – 1966)
Дизайнер, художник книги.
Обучались в Строгановском училище, затем во ВХУТЕМАСе на Основном отделении под руководством Любови Поповой, Александры Экстер, Александра Осьмеркина, Александра Древина. Позже продолжили обучение в графической мастерской Александра Родченко и стали известны как члены 1-й рабочей группы конструктивистов. В начале 1920-х художницы сотрудничали с такими издательствами как «Госиздат», «Новая Москва», «Молодая гвардия», «Земля и фабрика».
Иллюстрации и обложка книги «Далеко да близко»
Текст: Николай СМИРНОВ
Рисунки: Ольга и Галина ЧИЧАГОВЫ
Москва: Молодая гвардия, 1927
Иллюстрация из книги «Вот так штука радио наука»
Текст: Сергей ВАЗА
Рисунки: Дмитрий БУЛАНОВ
Лениград: Красная звезда, 1925
Дмитрий Анатольевич БУЛАНОВ (1898 – 1942)
График, художник книги
Учился в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Работал над политическим и рекламным плакатом в конструктивистском стиле, используя приёмы фотомонтажа. Знаменитая серия плакатов для Ленинградского зоосада «Зоосад» (1928) и «Зоосадом получена новая большая партия зверей» (1930). Заведовал художественной частью журнала «Жизнь искусства», иллюстрировал детские книги, сотрудничал с периодическим изданиями.
Иллюстрации и обложка книги «Хитрые машины»
Рисунки: Валерий АЛФЕЕВСКИЙ и Татьяна ЛЕБЕДЕВА (Маврина)
Москва: Госиздат, 1930
Как участники объединения ОСТ (Общество художников-станковистов), Валерий Алфеевский и Татьяной Мавриной в самом начале 1930-х оформили несколько изданий детских книг в русле открытий новой французской живописи, в частности, Рауля Дюфи, о чём писал сам Алфеевский:
“Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали. Мы с наивным простодушием занимали у Дюфи некоторые его декоративные элементы: медуз, яхты, облака и белые гребни волн, украшая этим набором полосные тоновые рисунки, как раньше типограф украшал книгу набором готовых линеек и виньеток„
Иллюстрации для «Хитрых машин» стали первыми опытами художников в книге и отличаются декоративностью и непосредственностью рисунка.
Валерий Сергеевич АЛФЕЕВСКИЙ (1906 – 1989)
художник, график, иллюстратор детских книг
Обучался в студиях М. Леблана и И. Машкова, затем во ВХУТЕМАСе. С 1930-х начал иллюстрировать детские книги. Работал пером (в своеобразной технике гусиного пера), создавал также цветные акварели. Член Московского Союза Художников, участник российских многочисленных выставок.
Татьяна Алексеевна МАВРИНА (Лебедева) (1900 – 1996)
живописец, художник-иллюстратор, график
Училась во ВХУТЕМАСе у Н. В. Синезубова, Г. В. Фёдорова и Р. Р. Фалька. Участница групп «Рост» и «13». Разработала свою версию «быстрого рисунка», как и другие мастера «13». После распада объединения из-за обвинений в формализме, много работала в книге. Создала узнаваемый стиль яркой декоративной иллюстрации в русле современного лубка, отсылающего к народному прикладному искусству.
Иллюстрации из книги «Радиобригада»
Текст: Елизавета ТАРАХОВСКАЯ
Рисунки: Евгения АБРАМОВА
Москва: Госиздат, 1930
Евгения Соломоновна АБРАМОВА (1908–1997)
Художник-график, иллюстратор
Родилась в городе Рогачеве (Белорусь) в семье издателя С. А. Абрамова.
Окончила ВХУТЕИН в Москве в 1930 году. Училась у Н. Н. Купреянова. Член Союза Художников СССР. Участница художественных выставок с 1934 года, зарубежных выставок – с 1946 года.1/3
Иллюстрации и обложка книги «Где же ворота?»
Текст: Александр Коваленский
Оформление: Ниссон ШИФРИН
Москва: Молодая Гвардия, 1931
Ниссон Абрамович ШИФРИН (1892 – 1961)
Театральный художник, иллюстратор
Учился в школе рисования и живописи А. А. Мурашко (1912 – 1915), затем в студии А. А. Экстер (1918 – 1919), Украинской академии художеств (1920 – 1921). С 1922 года жил в Москве, где работал как театральный художник, график и живописец. Вступил в ОСТ (Общество художников-станковистов). Живописные иллюстрации к стихотворным книгам для детей и книжкам-картинкам проникнуты ощущением послереволюционного подъёма. Один из организаторов еврейского художественного объединения «Культур-лига» в Киеве, создатель иллюстраций к книгам современных авторов на идише.
Плакат«Трудящиеся нац-республик! Стройте соц. хозяйство и новый быт»
Москва: Центросоюз, 1930
Источник — www.nashabolovke-gallery.com/