Знай наших! Владимир Шухов – «русский Леонардо»

  • Автор записи:
  • Рубрика записи:История
  • Время чтения:4 минут чтения

Чуть больше 170 лет назад – 28 августа 1853 года – родился знаменитый русский инженер Владимир Шухов, которого современники называли «человеком-фабрикой» и «русским Леонардо». Он разработал первый российский нефтепровод и открыл процесс крекинга нефти. А ещё оставил потомкам удивительно красивые «шуховские башни» – гиперболоидные конструкции из стальных сетчатых оболочек.

«Я человек жизни»

Владимир Григорьевич Шухов родился в небольшом городке Грайворон Курской губернии, где его отец служил городничим. Впрочем, почти сразу после рождения сына семья Шуховых переезжает обратно в Курск. А ещё спустя три года – в Санкт-Петербург, где его отец будет служить в ведомстве по управлению медицинскими и благотворительными заведениями.

Впрочем, маленький Володя и его старшая сестра воспитывались у бабушки в поместье под Курском. Именно бабушка научила четырёхлетнего внука читать. А вскоре он проявит и свои будущие изобретательские наклонности: соорудит во дворе дома фонтан, а на ближайшем ручье – маленькую водяную мельницу.

Когда подошло время поступать в гимназию, Володя приехал к родителям в Санкт-Петербург. А уже в четвёртом классе предложил учителю математики собственное оригинальное доказательство теоремы Пифагора. После окончания гимназии с отличием Владимир Шухов поступает в Московское императорское техническое училище (сегодня МГТУ им. Баумана), причём – за казённый счёт, выдержав серьёзный конкурс. Будущие инженеры активно знакомились с производственной практикой: работали в мастерских при училище – токарной, слесарной, литейной, кузнечной. Тогда же студент Шухов создал своё первое изобретение, сразу же получившее практическое применение, – паровую форсунку для сжигания жидкого топлива. Благодаря этой небольшой детали процесс сжигания проходил более безопасно и экономично.

Неудивительно, что талантливому студенту преподаватели предлагали идти в науку и оставаться на кафедре. Но Владимир Шухов отказался от этих заманчивых предложений – карьера кабинетного учёного его не прельщала, он мечтал создавать практичные изобретения. «Я человек жизни», — так он говорил о себе.

Чёрный город и нефтепроводы

Как лучшего выпускника училища Владимира Шухова направили с делегацией в США, где как раз открылась Всемирная выставка 1876 года. Поездка оказалась удачной во всех смыслах: молодой специалист не только познакомился с новейшими инженерными разработками и перспективными техническими идеями, но и встретил человека, который во многом определит его профессиональную судьбу. Таким человеком был русский инженер Александр Вениаминович Бари, руководивший строительством павильонов на Всемирной выставке.

Спустя год Александр Бари вернётся в Россию, где начнёт сотрудничеством с известным российским предпринимателем и нефтяным промышленником Людвигом Нобелем – братом известного основателя Нобелевской премии. В то время братья Нобели владели нефтяными промыслами в Баку. И молодому инженеру Шухову предложили возглавить Бакинское отделение фирмы. Он согласился.

В то время нефть в Баку добывали вёдрами и перевозили в бочках на телегах. Людвиг Нобель понимал, что для развития промыслов необходимы современные средства транспортировки вместо двухколёсных телег, запряжённых быками. Но другие владельцы нефтепромыслов отказались участвовать в проекте строительства нефтепровода, и тогда фирма Нобелей реализовала его самостоятельно с помощью строительной конторы инженера Бари.

25-летний Владимир Шухов разработал проект первого российского нефтепровода Балаханы – Чёрный город. Позднее, в своей статье «Нефтепроводы» Владимир Шухов приведёт точные математические формулы, описывающие процесс протекания по трубопроводам нефти и мазута, что станет основой классической теории нефтепроводов.

Первый российский нефтепровод имел протяжённость около 10 километров и перекачивал с помощью парового насоса 1280 тонн нефти в сутки. Благодаря работе нефтепровода расходы на транспортировку сократились более чем в пять раз, так что его строительство полностью окупило себя всего за год.

Правда, не обошлось и без криминальных историй: владельцы гужевых повозок, теряющие выгодный бизнес, несколько раз разрушали и поджигали нефтепровод. Так что для охраны магистрали пришлось на всём его протяжении поставить караульные будки. И уже спустя пару лет под руководством Шухова были построены ещё три нефтепровода.

Но ещё больше прибыли принесло другое изобретение талантливого инженера – разработка процесса крекинга, то есть разделения нефтяных фракций. До этого из нефти вырабатывали главным образом керосин для освещения, а бензин и мазут, получаемые при производстве керосина, считались промышленными отходами. Крекинг позволял при перегонке нефти получать не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут. В 1891 году Владимир Шухов сконструировал и запатентовал первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти. Спустя несколько лет, когда в мире начнёт широко распространяться автомобильный транспорт, работающий на бензине, изобретение Шухова будет использоваться повсеместно.

Кроме того, Владимир Шухов разработал и внедрил первые в мире цилиндрические резервуары для хранения нефти – до этого нефть держали в земляных или каменных хранилищах под открытым небом. А в США начали применять прямоугольные резервуары. Но именно цилиндрические хранилища позволяли использовать более тонкий и лёгкий металл.

Владимир Шухов (слева) и Александр Бари (1880-е гг.)
Владимир Шухов (слева) и Александр Бари (1880-е гг.)

С Александром Бари Владимир Шухов проработает почти 50 лет. Вспоминая об этом времени, Шухов охарактеризует его так: «Говорят, А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я всё время оставался наёмным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения!»

Хотя работа всегда была для него смыслом жизни, Владимир Шухов отнюдь не был нелюдимым затворником. Он увлекался оперой, театром, шахматами. Очень любил велосипедный спорт и даже стал победителем городских соревнований. А ещё буквально обожал фотографию. В своей записной книжке он как-то написал: «Я по профессии инженер, а в душе – фотограф».

Гиперболоид инженера Шухова

Возможно, именно эта страсть к художественному искусству фотографии приведёт инженера Шухова к его необычному изобретению на грани строительства и искусства – гиперболоидным башням их стальных сеток. Впервые интерес к металлическим конструкциям проявился у Шухова, когда он работал над конструкцией перекрытия Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ на Красной площади). Как писали современники, конструкция получилась настолько лёгкой и тонкой, что напоминала паутину с врезанными в неё стёклами.

Первая в мире гиперболоидная башня Шухова на ярмарке в Нижнем Новгороде

А в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде Шухов поразил всех не только своими перекрытиями павильонов из стальных мембран, но и необычной конструкцией водонапорной башни – в виде металлического гиперболоида. Невероятной красоты ажурная конструкция оказалась к тому же не только прочной, но и дешёвой, и удобной в сборке. Для её постройки требовались лишь металлические кольца оснований, прямые рейки и крепёжные детали. Интересно, что та первая башня Шухова сохранилась до сих пор – она стоит в Липецкой области, куда её сразу после выставки перевёз купивший башню меценат.

Строительство овального павильона с сетчатым покрытием для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде

Подобная сетчатая металлическая оболочка стала совершенно новой, никогда ранее не применявшейся в архитектуре формой. Сам Шухов говорил, сто подсмотрел её в крестьянских плетёных корзинах – лёгких и в то же время прочных. После Нижегородской выставки инженер использовал подобные конструкции в сотне различных сооружений – водонапорных башнях, морских маяках, перекрытий общественных зданий, пролётах мостов.

Условный расстрел с отсрочкой

Но, конечно, самым известным объектом такого рода стала «Шуховская башня» на Шаболовке в Москве.

Проект радиобашни на Шаболовке

После Октябрьской революции 1917 года Владимир Шухов решил остаться в России, несмотря на многочисленные приглашения на работу из-за рубежа. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны», – писал в одном из писем. И действительно, уже в 1919 году – в разгар Гражданской войны – он начинает строить по заказу советского правительства новую радиобашню. Поначалу планировалась, что башня будет состоять из десяти секций, общей высотой 350 метров (на 15 метров выше Эйфелевой). Но в условиях нехватки ресурсов её размеры пришлось сократить до 148 метров. Новый проект был одобрен лично Лениным.

В стране была разруха, металлопромышленность пришла в упадок, квалифицированных кадров тоже не хватало. И всё же башня росла буквально на глазах. Советский поэт Николай Кузнецов так описывал в стихах это строительство:

В синеву на полтораста метров,
Откуда видны далёкие пашни,
До туч, гоняемых ветром,
Выросла радио-башня.
Сжималось кольцо блокады,
Когда наши рабочие плечи
Поднимали эту громаду
Над Замоскворечьем.
Не беда, что она немного
Эйфелевой башни ниже,
Всё же тучи, воздушной дорогой
Пробегая, ей голову лижут…
Нашей работы упорной
Что может быть бесшабашней!
Когда нас душили за горло,
Мы строили радио-башни.

Но однажды трос оборвался и 4-й ярус башни упал на землю, повредив другие её конструкции. Руководителя строительства Шухова обвинили в саботаже и приговорили к условному расстрелу с отсрочкой исполнения приговора до завершения строительства. Впрочем, выяснилось, что виной было низкое качество металла, а не саботаж. Приговор вскоре отменили. В 1928 году Владимир Шухов стал одним из первых Героев Труда (само звание ввели в 1927 году). Сегодня Шуховская башня по праву считается архитектурным шедевром эпохи авангарда. В ноябре 1941 года, когда фашистские войска подходили к Москве, башню заминировали и планировали взорвать, но, к счастью, приказ не был выполнен и башня уцелела.

И позже все крупные советские стройки будут связаны с именем Шухова. Он реализовал план электрификации страны, проектировал мартеновские цеха новых заводов – в том числе «Азовсталь». В 1932 году под его непосредственным присмотром был запущен в эксплуатацию первый завод по переработке нефти «Советский крекинг» в Баку. Он даже восстанавливал после землетрясения древний минарет в Самарканде – выпрямил «падающую» конструкцию. Все права на свои изобретения и все гонорары Владимир Шухов передал советскому государству. Владимир Шухов ушёл из жизни в возрасте 85 лет 2 февраля 1939 года.

ИСТОЧНИКИ

Информационный портал фонда — Русский мир

Автор текста — Анна Ефремова