Октябрь создал дирижаблестроение

Мировой империализм

Готовясь к войне 1914 г. мобилизовал все ресурсы науки и техники и в том числе летательные аппараты легче воздуха, т. е. дирижабли. Многим памятны сообщения об исключительной эффективности налетов немецких цеппелинов на Лондон и Париж.

Царская Россия, будучи исключительно отсталой страной, также, готовясь к войне, построила эллинги на своих западных и восточных границах и закупила за границей несколько дирижаблей мягкой системы. От этих дирижаблей нам достались после Октября лишь жалкие остатки.

Дирижаблестроение для своего развития требует высоко развитой производственной базы и техники, поэтому развитие дирижаблестроения тесно связано с развитием индустриализации нашей страны. Организованное советское дирижаблестроение начало свою историю с 1930 года.

Ознакомиться с моделями дирижаблей можно тут

Дирижабли в царской России не проектировались и не строились, а лишь собирались готовые, поэтому мы не имели ни конструкторских, ни производственных кадров; их пришлось создавать, и это было первой задачей дирижаблестроения.

Небольшая группа строителей дирижаблей мягкой системы была создана нашей общественностью — Осоавиэхимом. Этой группой был построен дирижабль «Химик-резинщик», переделанный затем в «Комсомольскую Правду», который работал безотказно в течение трех лет и участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев.

Дирижабль мягкой системы, объем 2200 кубометров, «СССР — В-1»

Первой задачей, поставленной перед Дирижабле- строем, было создание трех дирижаблей мягкой системы. Так как к этому моменту Дирижаблестрой не располагал еще достаточными кадрами и производственной базой, то проект первого дирижабля, объемом 2 200 м3, под названием «СССР — В-1», был заказан работникам Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Оболочку этого дирижабля выполнил завод «Каучук», гондола же была выполнена заводом опытных конструкций ЦАГИ.


Параллельно конструкторским бюро Дирижабле- строя по заказу Осоавиахима был спроектирован дирижабль объемом в 5 000 м3, мягкой системы, под названием «СССР — В-2» и аналогичный по конструкции, объемом в 6 500 м3, под названием «СССР — В-3». Гондола дирижабля В-3 была построена уже непосредственно на производственной базе самого Дирижаблестроя. В апреле, мае и июне эти корабли были собраны.


Постройкой этих небольших дирижаблей, которые имели максимальную скорость около 80 км и могли перевезти 4 — 6 пассажиров из Ленинграда в Москву («В-2» и «В-3»), преследовалась задача создания конструкторских, производственных и главным образом эксплоатационных кадров. Таким образом эти корабли являлись во всех смыслах учебными.


Как раз к моменту начала эксплоатации выпущенных трех учебных дирижаблей Дирижаблестрой получил техническую помощь итальянских специалистов во главе с инженером Нобиле, конструктором дирижаблей полужесткой системы «Норге» и «Италия», первый из которых удачно, а второй неудачно летали на северный полюс.


Построенные три учебных корабля позволили нам сразу использовать итальянскую техническую помощь для проектирования и строительства сначала учебного небольшого дирижабля полужесткой системы, объемом 2 500 м3, под названием «СССР —В-5», а затем «СССР —В-6, 18 500 м3, и «В-7», объемом 10 000 м3. В настоящее время мы выпускаем дирижабль «В-6», чем осваиваем классическую систему полужестких дирижаблей. Этот дирижабль сможет со скоростью до 100 км в час, сообщаемой ему тремя моторами фирмы «Майбах» по 260 лош. сил, перебросить до 20 пассажиров с почтой и соответствующим грузом на расстояние до 2 000 км.


Этот первый большой дирижабль позволит нам от учебной эксплуатации перейти к опытной эксплуатации на предполагаемой к открытию в 1935 г. линии Москва — Свердловск.


Если на постройке первых трех мягких дирижаблей мы создали конструкторские кадры и приступили к организации производственной базы, то на постройке трех полужестких дирижаблей мы создали значительный кадр опытных конструкторов, производственников и научно-исследовательских работников — с одной стороны, и производственную базу — с другой.

Наряду с основанием существующих систем дирижаблей, мягкой и полужесткой, Дирижаблестрой с самого начала своего существования начал вести работы по осуществлению идеи известного советского ученого, изобретателя К. Э. Циолковского. Его дирижабль очень похож по своей системе на мягкий дирижабль, но его оболочка сделана из волнистой нержавеющей стали, отдельные листы которой соединены межу собой при помощи электросварки.

Модель дирижабля Циолковского

При наполнении газом эта оболочка принимает сигарообразную форму круглого сечения; к основанию ее прикрепляется гондола с моторами и оперением.
Идея Циолковского, осуществляемая в настоящее время Дирижаблестроем, охватывает все возможные усовершенствования дирижабля. Оболочка абсолютно газонепроницаема, невоспламеняема и дает возможность использовать нагрев газа, что значительно увеличивает экономичность дирижабля.


Система внутренних стяжек, запроектрированных К. Э. Циолковским, дает возможность по желанию пилота изменять объем, что увеличивает маневренность дирижабля. В настоящее время преступлено к изготовлению
поднимающейся модели оболочки дирижабля Циолковского, объемом в 1000 м3, и разрабатывается проект дирижабля, объемом в 3 000 м3, производство которого будет начато в 1935 г. Дирижаблестроем развернута также научно-исследовательская и опытная работа по созданию цельнометаллического, но каркасного дирижабля, в отличие от системы дирижабля Циолковского.

Оболочка этого дирижабля состоит из тонкой нержавеющей стали, причем, если в дирижабле мягкой и полужесткой систем и дирижабле Циолковского форма газового баллона, выполненного из материи или тонких стальных листов, сохраняется благодаря давлению газа, наполняющего оболочку, то форма цельнометаллического каркасного дирижабля — сохраняется благодаря наличию внутри оболочки каркаса, состоящего из поперечных колец, соединенных продольными балками — стрингерами.

В настоящее время идут опытные научно-исследовательские работы по методике производства каркаса и конструкции самой оболочки этого дирижабля.Все перечисленные работы не могут быть сделаны без большой научно-исследовательской подготовки, которая развернута нами в лабораториях прочности, химико-технологической и физической. В этих лабораториях спроектировано и изготовлено взамен ввозимых из-за границы много оригинальных приборов.

Дирижабль тем более эффективен, чем больше его кубатура.
Поэтому дирижабль как средство транспорта — это дирижабль больших кубатур — в 100 000, 200 000 м³ и выше. Мировая техника освоила дирижабли до 200 000 м³ . Это — немецкие и американские дирижабли жесткой системы, идея которых заключается в том, что из легкого и прочного металла дюраля (алюминиевый сплав) делается жесткий каркас, состоящий из поперечных колец и продольных балок — стрингеров, которые обтягиваются снаружи хлопчатобумажной материей.

Мировая техника дирижаблестроения доказала целесообразность этой системы, поэтому очередной нашей задачей наряду с ведущимися работами является освоение жесткой системы дирижаблей именно этого типа. Мы должны еще во второй пятилетке путем упорного изучения и опытно-экспериментальных работ освоить эту систему крупных дирижаблей.


В день семнадцатой годовщины Октябрьской революции совершил свой первый полет над Красной площадью полужесткий дирижабль. Он вошел новой мощной единицей в состав нашего гражданского воздушного флота.
Первый полет и начало эксплуатации этого дирижабля являются лучшим свидетельством первых успехов советского дирижаблестроения.

Инж. А. Н. Флаксерман
Зам. нач-ка Дирижаблестроя.

Наука и жизнь 1934 № 2